- ДОКУМЕНТЫ ГИМНАЗИИ
- ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК
- РАСПИСАНИЯ
- СОЧЕТАНИЕ ОЧНОГО И СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- БЕЗОПАСНОСТЬ
- АНТИКОРРУПЦИЯ
- МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ
- ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
- ПУЛЬС ТВ
- ГИА и ЕГЭ
- ВИДЕО
- ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- НАСТАВНИЧЕСТВО
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
- СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ
- ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
- ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ
Полезные ссылки
Страница педагога-психолога
ПАМЯТКА для родителей
Что делать в ситуации школьной травли?

Уважаемые Родители (законные представители)!
Среди травмирующих переживаний, с которыми может столкнуться современный ребенок, особое место занимает буллинг. «Школьная травля (буллинг- от англ. bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое психологическое или физическое агрессивное повеление группы лиц. являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц.
Школьной травлей признаются, в частности:
- бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли); - исключение из группы; - обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ; - умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества; - публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли; - распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений); - кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет); - любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли» [2, с.6-7]
Первый шаг родителей в случае, если ребенок попал в ситуацию травли - это сформулировать проблему: действительно ли имеет место конфликт происходящий между ребенком и целым классом, или частью класса, или иной внутришкольной социальной группой.
Чтобы определить проблему, достаточно обратить внимание на поведение ребенка: например, ребенок регулярно приходит из школы в подавленном состоянии, ходит туда с неохотой, отказывается от участия в школьных мероприятиях, молчалив, замкнут, не общается с одноклассниками, не делится никакими историями, вплоть до полного избегания темы школы, может снизиться успеваемость, нарушиться сон. могут появиться признаки аутоагрессии (нанесение самоповреждений, суицидальные переживания, отказ от еды и др.). Внимание должна привлечь совокупность таких признаков или/и их интенсивность. Подобное поведение не обязательно следствие регулярной групповой травли и агрессии в отношении ребенка, поэтому важно определить проблему в ходе наблюдения и сбора первичной информации (от самого ребенка, его ближайшего окружения). В случае обоснованных подозрений относительно того, что имеет место регулярная групповая травля и агрессия в отношении ребенка, распространяющаяся в т.ч. в социальных сетях Интернет, разрешение ситуации требует привлечения третьих лиц.
Второй шаг ~ максимально полно выяснить причины происходящего. Обнаружив явное неблагополучие ребенка, необходимо разобраться в том, что происходит, кто участники конфликта и т.п., при этом не давая оценок участникам ситуации или другим людям. На этом этапе рекомендуется пообщаться с классным руководителем и школьным психологом. Нас не должно останавливать нежелание ребенка обсуждать данную тему (причины могут быть разнообразны: страхи, недоверие, низкая самооценка и т.д.) Также на этом этапе можно обнаружить доказательства об издевательствах (фото, видео, переписку). Эти факты необходимо предоставить педагогическим работникам школы. Важно быть доброжелательным при общении с ребенком, иначе он может не захотеть рассказывать о происходящем. Важно сказать ребенку, что делать что-либо без его согласия Вы не будете, и сдержать слово. Нецелесообразно при разговоре с ребенком ссылаться на свой личный опыт фразами: «Вот я в твоем возрасте...»
Третий шаг - вовлечение педагогических работников, включая службу школьной медиации, в разрешение проблемной ситуации. На этом этапе желательно обсудить с педагогическими работниками школы действия каждой из сторон - что делают в ситуации выявленного буллинга педагогические работники в школе, а что - родители в семье. В процессе профилактики и противодействия травле школьные педагоги являются основным звеном, которое способно взаимодействовать со всеми сторонами конфликта: пострадавшим ребенком, с теми, кто осуществляет травлю, с теми, кто ее пассивно поддерживает (так называемые свидетели).
Четвертый шаг - психологическая реабилитация ребенка, подвергшегося травле. На данном этапе родители становятся важными участниками поддержки пострадавшего ребенка, наряду с педагогическими работниками. Родители могут найти ребенку подходящее занятие, формирующее его «зону успешности», повышающее ею самооценку и уверенность в своих силах (например, занятия спортом). Опыт показывает, что пострадавшему ребенку важно помочь обрести безопасное пространство и дружественный круг общения других детей, а также повысить свою самооценку, уверенность в своих силах и возможностях.
Помимо этого, родители могут обратиться за поддержкой в структуры, осуществляющие антибуллинговые профайлы мы в России;
Также существуют специальные горячие линии для тех, кто столкнулся с травлей в сети (проект «ВКонтакте» «Останови травлю!» - https://kiberbulling.net, проект «Лига безопасного Интернета» - htips://ligainternei.ru, проект Учеба.ру «15 правил безопасного поведения в интернете» https://www.ucheba.ru/proiect/... и др.)
В случае, если Вы считаете, что предпринимаемые Вами совместно с педагогами, психологом, службой медиации, шаги не приносят результата, возможно непосредственное обращение к директору образовательной организации.
Пятый шаг - профилактика (предупреждение) буллинга. Ребенок, переживший длительную ситуацию травли, полу чает серьезный опыт жизненной неудачи, своего рода «научение беспомощности». Разрешение конкретной ситуации буллинга. последующая психологическая реабилитация могут быть недостаточны для недопущения подобных ситуаций в будущем. Это может быть связано, например, с определенными личностными особенностями ребенка - робость, неуверенность в своих силах, мягкость, чрезмерная отзывчивость, доброжелательность и т.д., располагающими его к повышенной уязвимости в отношениях с другими людьми. Поэтому целенаправленное обучение ребенка пониманию недопустимости определенных взаимодействий (например, ребенок начинает регулярно отдавать свои карманные деньги или личные вещи, или брать вину другого на себя и т.п.). формирование у него представлений о продуктивных шагах по разрешению проблемных ситуаций (а они всегда имеют место в реальной жизни) должны стать особым предметом заботы и внимания родителей.
Важно всегда помнить, что ребенок, как правило, не может самостоятельно справиться с ситуацией буллинга, ему необходима поддержка взрослого и. прежде всего, родителей.
ЛИТЕРАТУРА; 1. Афанасьева О.И.. Баркова Т.Н.. Пегашова С.О.. Цыганкова И.И.. Эрлих О.В. Профилактика суицидов и буллинга в .молодежной среде: социш1ьно-психологическое и педагогическое сопровождение. - СПб.: СПбГИПСР, 2022. -212 с. 2. Профилактика травли (буллинга) в профессиональных образовательных организациях. Методические материалы / Автор-составитель Р.Г. Дубровский / под ред. Е.Г. Артамоновой. - М.: ФГВУ «Центр защиты прав и интересов детей». 2022. - 22 с.
ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (16 занятий)
Плейлист https://www.youtube.com/playlist?list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P
(профилактика травматизма, стоматологических заболеваний, рациональное питание, профилактический осмотр детей, иммунопрофилактика, роль родителей в развитии речи, что надо знать об аллергии и пр.)
Занятие 1. Профилактика травматизма у детей
https://www.youtube.com/watch?v=WU2tybZU0vk&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P
Занятие 2. Профилактика травматизма у детей
https://www.youtube.com/watch?v=Qp0ttMFHMlA&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=3&t=108s
Занятие 3. Психомоторное развитие ребенка до 3 лет https://www.youtube.com/watch?v=DcDkqOHAv64&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=3
Занятие 4. Нервно-психическое развитие ребенка от 3 до 18 лет
https://www.youtube.com/watch?v=tGOudQPhdbI&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=4
Занятие 5. Питание детей от года до 7 лет https://www.youtube.com/watch?v=i_DemqmTVls&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=5
Занятие 6. Основные принципы питания детей от 7 до 18 лет https://www.youtube.com/watch?v=5zdAENBx-C4&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=6
Занятие 7. Профилактика кишечных инфекций и паразитарных заболеваний https://www.youtube.com/watch?v=g-wqYPjPYOU&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=7
Занятие 8. Профилактические прививки. Что нужно знать родителям и детям! https://www.youtube.com/watch?v=-iwRqMlvy_g&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=8
Занятие №9. Стили семейного воспитания и их влияние на характер ребенка https://www.youtube.com/watch?v=aI-tW2xzAvg&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=9
Занятие №10. Урок здоровья для детей дошкольного имладшего школьного возраста https://www.youtube.com/watch?v=2CR5vtmD-FY&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=10
Занятие №11. Права и обязанности родителей по сохранению здоровья детей https://www.youtube.com/watch?v=6lg_eaDqDFA&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=11
Занятие №12. Профилактический осмотр детей. Мы заботимся о здоровье ваших детей! https://www.youtube.com/watch?v=ktWxVgH9CD0&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=12
Занятие №13. Важность слуха для нормального развития и успеваемости https://www.youtube.com/watch?v=XyhRptqJTMs&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=13
Занятие №14. Роль родителей в развитии речи у детей с расстройствами слуха и речи https://www.youtube.com/watch?v=_38z4DDRerY&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=14
Занятие №15. Профилактика стоматологических заболеваний у детей https://www.youtube.com/watch?v=gceN2iPfRfg&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=15
Занятие №16. Поллиноз, атопический дерматит у детей. Что надо знать об аллергии
https://www.youtube.com/watch?v=0IvJD_dN61o&list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P&index=16
ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (22 занятий)
Плейлист.https://www.youtube.com/playlist?list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH
Занятие №1 Психомоторное развитие ребенка до 3-х лет https://www.youtube.com/watch?v=S2VMD2SnqKU&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=2&t=17s
Занятие №2. Нервно-психическое развитие ребенка от 3 до 18 лет https://www.youtube.com/watch?v=v4WjksR1RxM&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=3&t=0s
Занятие №3. Детско-родительская привязанность и поведенческие отклонения: подходы к коррекции https://www.youtube.com/watch?v=0fmpNfuaOzI&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=3
Занятие №4. Развитие личности ребенка, профилактика невротических расстройств https://www.youtube.com/watch?v=gyjTQSJ_b8A&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=4
Занятие №5. Психотравма у детей: кто виноват и что надо делать?
https://www.youtube.com/watch?v=rqwegZ-4qNc&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=5
Занятие №6. Развитие общения родителей с ребенком
Занятие №7 Взросление девочки. Факторы риска.
https://www.youtube.com/watch?v=XIrW6WpCRiw&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=8&t=331s
Занятие №8 Кризисы взросления
https://www.youtube.com/watch?v=VFeayPADIG4&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=9&t=142s
Занятие №9 Психологические проблемы у детей с расстройствами слуха и речи
https://www.youtube.com/watch?v=oahDP8xStwg&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=9
Занятие №10 Как понять своего ребенка-подростка
https://www.youtube.com/watch?v=um7lapU0KaI&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=10
Занятие №11 Игровая терапия. Возможности родителей
https://www.youtube.com/watch?v=m5XMHiEoWu4&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=12&t=122s
Занятие №12 Стили семейного воспитания и их влияние на характер ребенка
https://www.youtube.com/watch?v=lwQK2G7BdK0&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=12
Занятие №13 Корь. https://www.youtube.com/watch?v=BrfCjB_dwCM,
Занятие №14 Как сохранить зрение у ребенка. https://www.youtube.com/watch?v=71u5DrLrD7E&list=PLO2-hQiMHj9PJf0CqxmlzhBzayi9ZhkwA&index=1,
Занятие №15 Сахарный диабет у ребенка. Что должны знать родители?, https://www.youtube.com/watch?v=LNXhLzTuezw&list=PLO2- hQiMHj9PJf0CqxmlzhBzayi9ZhkwA&index=2,
Занятие №16 Профилактика гриппа и ОРВИ. https://www.youtube.com/watch?v=8lvhOFDsHt0&list=PLO2-hQiMHj9PJf0CqxmlzhBzayi9ZhkwA&index=3,
Занятие №17 Стресс и ребенокhttps://www.youtube.com/watch?v=5f__7CaBDWY&list=PLO2-hQiMHj9PJf0CqxmlzhBzayi9ZhkwA&index=4
Занятие №18 Оберегая сердце с детства…
https://www.youtube.com/watch?v=wv3yBRVsWlU&list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH&index=13, Занятие №19 Здоровый образ жизни – формируем с детства, https://www.youtube.com/watch?v=JXm2oWu1vI0
Занятие №20 Особенности питания учащихся с хроническими заболеваниями органов системы пищеварения, https://www.youtube.com/watch?v=6dA_0jx0q8k,
Занятие №21 Маммография — ранняя диагностика рака молочной железы», https://www.youtube.com/watch?v=qTIuThEcau8,
Занятие №22 Для кого и зачем необходима генетическая консультация!», https://www.youtube.com/watch?v=4FD6aUWhABE,
ПОГОВОРИМ О ГРИППЕ
- О вакцинации детей
https://www.youtube.com/watch?v=BU2J-gXWBsk&list=PLO2-hQiMHj9MulziZFBsxB8n8zcvxjTbu
- О гриппе
https://www.youtube.com/watch?v=dQEFqFsrZUU&list=PLO2-QiMHj9MulziZFBsxB8n8zcvxjTbu&index=2
ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ ОНЛАЙН и ОФЛАЙН
СПБ ГКУЗ «ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»
2020г.
Эпидемиологическая обстановка, в связи с пандемией коронавируса, заставила отказаться от очной формы проведения занятий для беременных женщин и молодых родителей по подготовке к родам и материнству в женских консультациях и детских поликлиниках.
СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» с 7 апреля 2020г. организовал онлайн- и офлайн-трансляцию занятий Школы материнства и Школы молодой матери, а в мае и августе - Школы для родителей с участием преподавателей, врачей акушеров-гинекологов, педиатров, психотерапевтов, психологов, фармакологов медицинских вузов, организаций и центров: Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, СПб государственного педиатрического медицинского университета, Детского научно-клинического центра инфекционных болезней, «НМИЦ им. В.А. Алмазова», СПб научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи, СПб Государственного университета, родильных домов №6, №18, роддома на Фурштатской, ДКГБ №5 им. Н.Ф. Филатова, Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, ГК «Вирилис", женской консультации ГБ №40 г.Сестрорецка, детских поликлиник: №7, №63, №30, №8, №68, №35 Выборского, Приморского, Центрального, Красногвардейского и Московского районов, городской детской стоматологической поликлиники №6, ГК «Вирилис», ЦВЛ «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина», консультативно-диагностического центра для детей, детского городского сурдологического центра,центров социальной помощи семье и детям Приморского и Невского районов,благотворительного фонда «Открытый медицинский клуб».
Посмотреть занятия в записи, можно воспользовавшись ссылками, указанными ниже или зайдя на сайт Городского центра медицинской профилактики www.gcmp.ru
Ведущий: Заозерский Юрий Александрович.
Психологическая манипуляция — деятельность с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора.
Манипуляция характеризуется:
1) отношением к партнёру как к «вещи особого рода» (тенденция к игнорированию его интересов и намерений);
2) стремлением иметь одностороннее преимущество, сочетающимся с оглядкой на производимое впечатление;
3) наличием скрытого воздействия с привлечением не прямого, а опосредованного давления (провокация, обман, интрига).
Основные способы, которыми манипуляторы
управляют своими жертвами:
- положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слезы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
- отрицательное подкрепление — избавление от проблемной, неприятной ситуации в качестве награды;
- неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;
- наказание — попрёки, крик, «игра в молчанку», запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, навязывание чувства вины, угрюмый вид, нарочитый плач, изображение жертвы;
- травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, крики, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.
Методы управления:
- Ложь — использование трудно определяемой во время высказывания лжи, когда зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно;
- Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенной доли правды. Эта техника также используется в пропаганде;
- Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так;
- Рационализация — манипулятор оправдывает своё поведение обоснованиями и причинами, выглядящими на первый взгляд убедительно;
- Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например, заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой;
- Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «я не хочу этого слышать»;
- Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему;
- Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением не относящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений;
- Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять функцию защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы;
- Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения;
- Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им;
- Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора;
- Исполнение роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели]. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества;
- Исполнение роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например, утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или другой авторитетной фигуре;
- Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность;
- Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом;
- Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие;
- Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание;
- Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. В большинстве случаев этот аффект является наигранным; нередко он используется с целью маскировки неуверенности и беспокойства;
- Деклассирование — деклассирование жертвы, с последующей компенсацией со стороны жертвы за свою мнимую малозначимость, с выгодой для манипулятора.
Манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:
- страсть к удовольствиям;
- склонность к получению одобрения и признания окружающих;
- страх перед отрицательными эмоциями;
- нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;
- неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
- низкая уверенность в своих силах;
- внешний локус контроля;
- наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого;
- сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву;
- низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.
- чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред;
- эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.
Следующие люди уязвимы для манипуляторов:
- доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;
- альтруистичные — слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;
- впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию;
- наивные — которые не могут поверить, что в мире (либо в каком-либо конкретном коллективе) существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
- склонные к мазохизму — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
- самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
- жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой манипулятора, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;
- незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;
- материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;
- зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
- одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Манипулятор может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
- импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;
- экономные — не могут отвергнуть сделку, даже если знают причину, почему предложение настолько дёшево;
- пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к одновременному выполнению многих задач. Слыша рекламное предложение, они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.
В основе психологической манипуляции лежат следующие причины:
- Недоверие. Манипулятор не доверяет себе. Сознательно либо подсознательно он убеждён, что «его спасение в других», и поэтому «вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы „другие“ всегда были у него на привязи»;
- Неспособность любить. «Нормальные отношения между людьми — это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности». Для манипулятора такие отношения невозможны, так как «туннельное восприятие» не позволяет ему правильно оценивать людей и их поступки. Кроме того, любовь — «победа, достичь которой нелегко», и человеку, который поленился её добиться, остаётся лишь одна альтернатива — «отчаянная, полная власть над другой личностью»;
- Чувство беспомощности. Многие манипуляторы пытаются управлять людьми из-за осознания собственной беспомощности: «Универсальным примером может служить мать, которая „заболевает“, когда не может справиться с детьми»;
- Боязнь тесных межличностных контактов. «Одним из основных человеческих страхов является страх затруднительного положения». Для манипулятора, болезненно переживающего свою неполноценность, такая фобия особенно характерна, поэтому он предпочитает близкому общению формализованное;
- Желание получить одобрение. Деятельность многих манипуляторов вызвана их зависимостью от бытующих в обществе стереотипов, один из которых можно сформулировать так: «нам необходимо получить одобрение всех и каждого».
Возможные мотивы манипуляторов:
- потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду;
- необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими;
- желание и потребность чувствовать себя диктатором;
- получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение;
- желание поиграть, манипулируя жертвой, и получить удовольствие от этого;
- привычка, после постоянных манипуляций над жертвами;
- желание потренироваться и проверить действенность каких-либо приёмов.
Действиям манипулятора можно противопоставить
следующие защитные стратегии:
- Разрушение технологических элементов воздействия. Защитная активность этого типа направлена на борьбу с манипулятором и соотносится с такими элементами его технологии, как тайный характер воздействия и оказание психологического давления.
- Способы вскрытия тайного влияния:
- Выявление скрытых смыслов, мотивов и т. п.: «почему вы об этом заговорили?», «куда вы клоните?»;
- Тщательное отслеживание обмолвок, оговорок, перестановок акцентов и т. п.;
- Выстраивание смысловых и семантических барьеров: «твои объяснения очень непонятны»;
- Способы противодействия психологическому давлению:
- Имитация (если манипулятор задал подчёркнуто медленный темп разговора, чтобы вымотать собеседника перед атакой, то адресат манипуляции может поддерживать беседу в ещё более медленном темпе);
- Изменение ситуационного поля (если манипулятор инициирует общение в замкнутом пространстве, целесообразно перенести разговор на улицу и т. п.);
- Уклонение от психологического контакта с манипулятором;
- Сокрытие переживаемых эмоций и чувств (этот приём не позволит манипулятору «обнаружить» истинные эмоции и чувства адресата манипуляции и оказать психологическое воздействие на них);
- Уход от предсказуемости в поведенческих реакциях и действиях (если адресат манипуляции ведёт себя так, что его нельзя «просчитать», то манипулятор не сможет к нему подстроиться);
- Применение статусной и ролевой защиты: «как женатый человек, я не могу себе этого позволить»;
- Временное прерывание контакта с манипулятором.
- Способы вскрытия тайного влияния:
- Использование элементов воздействия в своих интересах. Защитная активность этого типа представляет собой целенаправленную трансформацию манипулятивного воздействия. Если манипулятор уводит разговор в сторону, адресат может «помочь» собеседнику и поддержать его, а затем вернуть беседу в прежнее русло. Если же манипулятор пытается путём намёков склонить к какому-то поступку, бывает полезно спросить в лоб, правильно ли понято его намерение и, опираясь на ответ оппонента, «согласиться» на такой вариант развития событий.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст: возраст перестройки, поиска и противоречий
10-11 (младший) - рост физической и вербальной агрессии;
12-13 (средний) - негативизм и косвенная агрессия;
14-16 (старший) – неопределенность уровня притязаний, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Перестройка на всех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном
Изменение роста и веса, неуклюжие, неловкие – низкая самооценка, неполноценность, замкнутость, нервозность, чувствительность к оценкам. Перепады сосудистого и мышечного тонуса – вызывают смену физического состояния и настроения.
Эмоциональный фон нестабилен:
- снижение работоспособности;
- невнимательность, рассеянность;
- повышенная чувствительность;
- снижение интереса к учебе;
- вспыльчивость.
Возникают: чувство взрослости и «Я-концепция»:
- Желание, чтобы все относились, как к взрослым (равноправие);
- Стремление к самостоятельности (ограждение от некоторых сторон своей жизни);
- Изменение вкусов, взглядов…;
- Объединение в группы (примыкание…, я не обязан, а мне обязаны)
- Анализ себя и своего внутреннего мира – самооценка нестабильна;
- Реальное «Я» - Идеальное «Я». Разные из-за
- высокий уровень притязаний;
- недостаточное осознание своих способностей.
Общение со сверстниками – отпечаток на все стороны жизни;
Общение со взрослыми – ограничено, но ценностные установки, нравственные оценки зависят от позиции взрослого.
Особенности:
- происходит эмансипация, но нуждается в любви и заботе;
- самостоятельность и равноправие, но снятие ответственности;
- стремление признательности, но независимость и самодостаточность;
- выбор кумира;
- безаппеляционность.
Появляется любознательность – чаще всего интересы группы – его интересы.
Общение носит интимно-личностных характер.
Отрабатываются мужские роли и поведение, в зависимости от гендера.
Незнание конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Недостаточно опыта. Агрессивность.
Влияние группы тем больше, чем неблагоприятнее отношения с родителями.
Взрослость – перенимаются внешние показатели, так как это проще.
Причины курения:
- подражание сверстникам;
- чувство новизны;
- желание казаться взрослым;
- пример родителей или значимых взрослых;
- не думают о здоровье, будущем.
Как помочь:
- личный пример;
- – хвалить;
- – четкие границы;
- – уважение;
- – разъяснение;
- – интерес ребенком;
- – давать право на ошибку;
- – поддержка;
- – справедливость;
- – поощрение верных проявлений взрослости;
- – не кричать;
- – предоставлять возможность голоса, мнения – аргументированного;
- – слово-дело.
Потребности подростка:
- Развитии и обучении через жизненную практику
- Уважении и признании
- Общении и принятии
- Возможность отстаивать свое мнение
- Постановке жизненных целей
- Творческом самовыражении и самореализации
- Четких правилах и границах
- Интересных жизненных событиях
- Удовольствии
- Без оценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых
Профилактика тревожности
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности подростков, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если подростку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
- Общаясь с подростком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (например, нельзя говорить подростку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
Правила общения с тревожным подростком
- Не сравнивайте подростка с окружающими.
- Чаще хвалите, но так, чтобы подросток знал, за что.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером своему ребенку.
- Не предъявляйте завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте подростка, наказывая его.
Условия развития мозга
1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.
Как повысить внимательность и научить усидчивости?
Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:
1. Режим дня
Это сон, питание и прогулки. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты и не смотреть телевизор. На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.
2. Практики повседневной жизни
Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.
3. Игра
В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть. Настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.
4. Практики осознанности
Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка. Очень важно, чтобы ребенок научился:
- справляться со стрессом;
- чувствовать свое тело;
- понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.
Выработать у ребенка внимательность и усидчивость помогут следующие упражнения:
«5-4-3-2-1»
- назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой;
- назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать;
- назови 3 предмета, которые ты можешь услышать;
- назови 2 предмета, запах которых ты можешь услышать;
- назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.
«Успокаивающее дыхание»
Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно, глубоко вдохнуть через нос и выдохнуть медленно, до конца через рот. Так можно повторить 4-5 раз.
«Двойные рисунки»
Необходим лист бумаги, два маркера. Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно (симметрично и асимметрично).
«Думающая шляпа»
Трем ладошки до тепла и начинаем делать массаж ушей к низу.
«Ленивые восьмерки»
Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Левой рукой рисуем также, потом в другом направлении.
5. Физическая активность
Движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.
Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у ребенка.
6. Творчество
Любое творчество полезно! Если творчество связано с мелкой моторикой, то еще полезнее. Позволит развить мышление, внимание, усидчивость. Действует как антистресс, т.е. нормализует нервную систему.
Рекомендации родителям для взаимодействия со сложными подростками
- Беседу надо начинать с дружеского тона.
- Старайтесь не критиковать.
- Не обсуждать подростка при других детях или взрослых.
- Не рукоприкладствовать – сохранять и не нарушать личные границы ребенка.
- Не переходить на личность. Если и осуждать, то только поступок, а не ребенка.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения, индивидуальный подход.
- Усильте познавательный интерес. Вовлекайте подростка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
- Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения.
- Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала отклонения в поведении проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, отклоняющееся поведение входит в привычку.
- Явно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Будьте строгими, но добрыми.
- Исключайте из практики работы педагогический диктат.
- Уважайте каждое мнение ребенка, даже если оно вам кажется ошибочным.
- Умейте слушать и слышать детей.
- Поощряйте детей, отстаивающих свою точку зрения.
- Не бойтесь признать свои ошибки.
- Ставьте себя почаще на место ребят.
- Любите всех детей, а больше всех – самых для вас неприятных.
- Учиться нужно не только у тех, кто опытнее, умнее и мудрее Вас, но и
у своих учеников / воспитанников, даже у тех, кто ошибается, помня, что на ошибках учатся.
- Новое поколение – это новое время. И не надо тянуть детей в свое.
Надо самому учиться жить в том времени, в котором живут они. Надо помочь
им найти себя, не потеряться, не отстать.
- Всегда сомневайтесь, проверяйте себя: «то ли я говорю, важно ли им
это сейчас, правильно ли мыслю, туда ли веду, сумею ли убедить в том, что им это нужно».
- В ребенка необходимо верить - это главное!
Приемы саморегуляции
«Очистительное дыхание».
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд и представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь - горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выдоха некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2-3 раза.
«Успокаивающее дыхание».
В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат.
«Зевок».
Нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела.
Релаксация
Упражнение «Вверх по радуге».
Нужно закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжаешь с неё (3 раза). Затем повторить всё с открытыми глазами (3 раза).
Упражнение «Расслабление».
Принять удобную позу лежа. Глаза закрыть. Выключить свет. Включить шум прибоя / пение птиц / треск костра или камина / шум дождя. Постараться расслабить все тело и думать о приятных вещах.
Визуализация
«Мой огонёк».
Принять удобную позу. Слушать данный текст:
Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом. Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький тёплый свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, тёплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он даёт (Пауза). Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.
«Разговор с собой».
Представь, что ты идёшь по тропинке, спускаешься к реке. Ты идёшь вдоль реки. Вода тихо струится, переливается. Ты смотришь на воду – и вдруг мир вокруг тебя изменяется. Я не знаю, как – но ты знаешь это. Ты смотришь на берег и видишь вдали маленького мальчика. Он играет один. Он кажется тебе очень близким. Ты подходишь и видишь, что он – это ты. Только меньше. Маленький, беспечный, беззаботный. Он глядит на этот мир большими изумлёнными глазами. Он ещё многого не знает. Подойди ближе к нему. Сейчас ты можешь прикоснуться к нему. Просто молча посидеть рядом. И можешь сказать ему какие-то очень важные, нужные слова. (Пауза) Теперь ты можешь впустить его внутрь себя или можешь отпустить его. Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа.
«Солнце».
Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.
Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.
Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.
Чем дальше вы плывете к морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.
Открываем глаза.
Арт-терапия
Упражнение «Чистый лист».
Лист бумаги разбивается на столько квадратов, сколько главных событий в своей жизни можно вспомнить. В каждом квадратике выполняется рисунок, соответствующий этому событию. Делается выбор, чем рисовать. После этого необходимо рассказать о некоторых событиях, произошедших в жизни. Можно рассказывать от имени другого человека, сказочного персонажа.
Упражнение «Мой дом».
Выбирается альбомный лист или лист ватмана. Задание: на листе нарисовать дом, в котором хотите жить. Какой это дом? Деревянный или каменный? Где стоит? Что вокруг? Город, лес, или поле? Что вокруг? Кто живет с вами? Радует ли жизнь в этом доме. Чего не хватает для счастливой жизни в этом доме?
Техника незаконченных предложений
Нужно закончить незаконченные предложения (незаконченные предложения можно изменять):
«Я веселюсь, когда…»
«Мне особенно грустно, когда…»
«Я чувствую себя лучше, когда...»
«Что меня бесит, это...»
«Мое любимое занятие...»
«Звук выстрелов вызывает у меня...»
Иногда можно попросить написать целую страницу предложений, начинающихся словами «Я — это» или «Я хочу».
Упражнения на снятие внутренних зажимов, умение общаться
Упражнение «Напряжение – расслабление».
Необходимо встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение «Огонь-лед».
Упражнение включает в себя попеременное напряжение в расслабление всего тела. Выполняется упражнение стоя. Сначала нужно интенсивно двигаться (всем телом). Плавность и степень интенсивности движений выбираются самостоятельно. Спустя некоторое время необходимо застыть, при этом напрячь до предела все тело.
Упражнение «Принятие себя».
Требуется лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку
"Мои недостатки", записать все то, что считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка нужно записать по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем Вы и
окружающие Вас люди довольны уже сегодня, что принимают в Вас. Их нужно записать в колонке "Мои достоинства". На второй этап работы отводится пять минут.
Мои недостатки Мои достоинства
1.
2.
3.
4.
5.
После этого проводится обсуждение.
Упражнение «Тень» (нужна пара).
Один – «человек», другой – «его тень». «Человек» делает любые движения. «Тень» - повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы «Тень» действовала в том же ритме, что и «Человек». «Тень» должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях «Человека», уловить все оттенки его настроения. Потом меняются ролями.
Упражнение «Зеркало» (нужна пара).
Пара становится лицом друг к другу. Один делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». Сначала необходимы некоторые ограничения:
1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений;
2) не делать мимических движений;
3) выполнять движения в очень медленном темпе.
Через некоторое время участники меняются ролями.
Работа с метафорой
О моряках и пресной воде.
Однажды корабль, везший ценный груз, попал в шторм и потерял направление. Приборы были испорчены, и в течение долгих дней он блуждал по морю. Скоро закончились запасы питьевой воды, и матросы страдали от жажды. И вот, когда все уже потеряли надежду на спасение, на горизонте показался парус. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: ”Мы умираем от жажды, пришлите нам пресной воды!” Тотчас с встречного корабля был подан ответный сигнал: “Опустите ведро на том месте, где находитесь”. Команда корабля, терпящего бедствие, знала, что вокруг только воды соленого моря, и снова подала сигнал: “Воды, пришлите нам воды!” И снова получили ответ: “Опустите ведро там, где вы находитесь!” Капитан наконец внял совету и приказал опустить ведро за борт. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, что в этом месте было сильное течение из устья реки Амазонки.
Метафора про гусеницу.
Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
Как маленький самолетик учился летать.
Я хочу рассказать вам одну историю, или вернее, сказку. Или, пожалуй, так. Я хочу рассказать вам одну сказочную историю. Поэтому устраивайтесь поудобнее и позвольте себе просто слушать, видеть и чувствовать эту историю.
Итак, я начинаю. Жил-был маленький самолетик, который хотел научиться летать. Он стоял на земле и смотрел, как большие самолеты кружатся в небе, выписывая замысловатые узоры. И ему тоже очень хотелось летать также легко и правильно, как и другие. Но он почему-то считал, что никогда не сможет научиться этому. И ему было очень обидно плохо летать. Иногда даже другие самолеты поддразнивали его: ”Эх, ты! Все умеют, а ты нет. Это же так просто! Летим с нами!” “Вам-то просто, а я не могу!” - грустно думал самолетик.
На аэродроме каждый день проводились уроки, на которых самолеты учились делать в небе сложные фигуры. Однажды самолетик, как обычно, наблюдал за фигурами высшего пилотажа, которые выписывали на небе другие самолеты. После них на небе оставался белый след. Вдруг след одной из фигур, похожий на букву “Щ”, превратился в мягкого белого щенка. “Привет! - сказал щенок. - А ты почему не летаешь?”
“У меня не получается. Я даже не хочу пробовать...” - ответил самолетик.
“Знаешь, когда я смотрю отсюда с высоты, я могу одним взглядом охватить весь аэродром и поле, и лес за ним и с одного раза понять их смысл. Понимаешь, сверху гораздо легче видеть такие вещи и охватить их смысл...чем стоять внизу на одном месте. И также дело обстоит во многих других областях жизни. И это относится и к знакам на бумаге. Отдельные значки на бумаге состоят из маленьких кружочков, палочек и изогнутых линий. И их очень легко нарисовать. Вместе они составляют слова-узоры. И гораздо проще увидеть слово, которое уже написано, чем увидеть все это еще тогда, когда палочки, крючочки и кружки еще не стали словами”.
И тогда самолетику захотелось посмотреть с высоты на родной аэродром, на поля и леса. Захотелось самому рисовать узоры, которые, оказывается, как и буквы, состоят из совсем простых линий. И он представил, как выписывает эти линии, которые складываются в узоры-слова. А потом разбежался и взлетел именно так, как представлял себе это. Он почувствовал, как воздух сам поддерживает и помогает ему. Лететь было легко и приятно. Поднимаясь все выше, он смотрел вперед, а за ним в небе оставались буквы. И как вы думаете, что он написал? Одна за другой появлялись буквы и складывались в слова. И вот те, кто стоял, внизу прочитали: “У меня получилось!” Это было очень приятно.
И может быть, вы удивитесь, что с тех пор самолетик стал летать все увереннее и писать все новые и новые слова на небе, выполняя самые сложные упражнения. А потом он вырос и, оглядываясь в прошлое, с улыбкой вспоминал то время, когда он еще не умел летать.
Упражнения на снятие тревожности и беспокойства
Упражнение «Заброшенный сад».
Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что Вы бродите по какому-то большому помещению. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене Вы замечете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, Вы открываете створки и входите внутрь...
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал.
Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок...
А когда Вы устанете, и Вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых - ваша рука еще касалась... (3 минуты.)
Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Медленное дыхание.
На четыре счёта сделать вдох, далее на четыре счёта задержать дыхание. Затем на четыре счёта выдохнуть и снова задержать дыхание, тоже на четыре счёта. Дышать таким образом в течение 5 минут, после которых незаметно наступит расслабление.
Упражнение «Семь свечей».
Представьте, что перед Вами семь свечей, и Вам их нужно задуть. Глубоко вдохните, наберите полные лёгкие кислорода и задуйте одну свечу. Представьте, как гаснет пламя. По очереди задуйте все семь свечей. Погрузитесь в темноту и пустоту, прогоните прочь все мысли.
Возьмите лист бумаги и изобразите ситуацию, которая вас сильно беспокоит и заставляет напрягаться и нервничать. На обратной стороне листа напишите все свои негативные эмоции, которые вызывает ситуация. Выплесните всё, что накопилось. Теперь просто порвите лист.
«Глобализация».
Необходимо представить себя и свою проблему. Теперь представить себя внутри большого дома, дом – внутри улицы, улицу – внутри района, район – внутри города, город – внутри страны – страну – на материке, материк – на планете Земля, Землю – в галактике, а галактику – во вселенной. Ваши неприятности после таких мыслей покажутся Вам настолько незначительными, что Вы перестанете переживать.
«Качели».
Нужно лечь на пол, ноги согнуть в коленях и обхватить их руками, округлив спину и приподняв голову или приблизив её к груди. Затем начать раскачиваться сначала вперёд и назад, а потом из одной стороны в другую. Проделать данное упражнение минуту или две. Вскоре заметите, что все плохие мысли ушли.
«Тянемся к звёздам».
Нужно встать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Сделать глубокий вдох и поднять руки вверх, потянуться, будто хочется достать с неба звезду. Задержаться в этом положении. Затем выдохнуть и опустить руки, расслабить их и встряхнуть.
«Лимон».
Необходимо сесть на диван или на пол, принять позу лотоса. Закрыть глаза и представить, что в правой руке лежит лимон. Сжать кулак, будто бы выжимаете из фрукта сок. Сжимайте его изо всех сил, пока они не кончатся, а воображаемый сок не вытечет. Теперь представьте, что лимон лежит в другой руке. Также выжимайте из него сок, чтобы вытекло всё, до последней капли.